Про проблемы собственности. Община в Древнем Риме осуществляла контроль во всем, что касалось сделок с землей, рабами, рабочим скотом. В течение всех первых веков республики римская земля (а затем и италийская) была коллективной собственностью. Коллективным на первых порах было и рабовладение. Такой вид собственности, который принято называть «античной», возникает благодаря объединению – путем договора или завоевания – нескольких племен, избирающих местом поселения один из родовых поселков. Частная собственность развивается в данных условиях как отклоняющаяся от нормы и подчиненная общинной собственности форма.
Согласно феодальному праву в странах Западной Европе, также как и в Древнем Риме и Древней Греции, право земельной собственности было привилегией господствующего класса.
Маркс и Энгельс предложили деление истории человечества на основе идеи о последовательной смене общественно-экономических формаций. Формация объединяет такие понятия, как общественный строй и соответствующей этому строю уровень развития производительных сил. В марксистской истории приводится такая последовательность этапов развития общества: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический и коммунистический.
Разделение истории на общественно-экономические формации производилось по вполне логическом принципу - по типу собственника средств производства и по основной производительной силе. Рассмотрим эту логическую цепочку, как нам её представляют марксисты.
Первобытнообщинная: общинная собственность - каждый член племени;
Рабовладельческая: рабовладелец — раб;
Феодальная: феодал — крестьянин;
Капиталистическая: капиталист — пролетарий.
Социалистическая: общенародное государство — рабочий и крестьянин.
Коммунистическая: общенародная собственность — каждый член коммунистического общества.
По мере смены формаций появляется новый владелец собственности и в этом и состоит основное различие между общественно-экономическими формациями, которое конечно в каждый период времени обрастает многими дополнительными вторичными отличиями. Если в данной стране в определенную историческую эпоху живет много рабовладельцев, которые владеют рабами производящими значительную долю общественного продукта, значит формация рабовладельческая и т.д.
Производительная сила на протяжении всей истории одна и та же - это человек, опутанный теми или иными социально-экономическими «цепями» и вынужденный тяжко трудиться на эксплуататора, чтобы иметь средства к существованию, содержать семью или хоть как-то жить, пусть хотя бы на положении раба .
Сущность и организация власти. На различных этапах развития находились однотипные люди с однотипными взглядами на жизнь и соответственно с однотипными проблемами. Власть как одни из главных факторов в жизни человека и, несомненно, центральный для политики, занимающейся вопросами распределения властных и иных ресурсов. На протяжении истории человечества в одних обществах власть воспринималась как нечто данное свыше, от Бога, и потому она почиталась как святыня. Тогда в тех, кто пытался противостоять власти, видели порождение темных сил зла, заслуживающих внимание и осуждение.
Проблема прав личности и ее отношений в государстве с различными его институтами и другими субъектами политической системы является центральной в науке теории государства и права. В содержание политико-правового состояния личности входят следующие элементы: правосубъектность, правовой статус личности, юридические гарантии.
Соотношение морали и политики. Макиавелли Н. пытался теоретизировать самостоятельность политики, отделив от нее сферу морали (религии), и утвердить этот принцип автономии в качестве ведущего